Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в Казахстане 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь сдавать практический экзамен кандидат в водители сможет на машине своей учебной организации с инструктором. В таком случае оценивать его будет специально созданная комиссия. Раньше же сдавать экзамен можно было только на оборудованных машинах спецЦона.
Как отнеслись к новым правилам автошколы
Председатель Республиканского консорциума профессиональных объединений по подготовке водителей транспортных средств Мария Мусина считает, что новые правила нисколько не снижают коррупционные риски, а наоборот, подталкивают к «покупке» водительских удостоверений.
«Правила сдачи экзаменов ужесточились. Во-первых, теперь сдать экзамен в третий раз человек сможет только через месяц. Эта норма несёт в себе прежде всего большой коррупционный риск. Ограничивая кандидата количеством попыток и увеличением срока до повторной сдачи экзамена, уполномоченный орган подталкивает кандидатов к поиску путей быстрого решения этого вопроса любым способом. В спецЦонах – огромные очереди, зачастую они вообще не принимают экзамены месяцами из-за неисправного автотранспорта, не работающей базы, в то время как некоторые кандидаты приезжают на экзамен за сотни километров из районов. Да теперь ещё и при трёх отрицательных результатах практического экзамена теоретический экзамен аннулируется. Просто психологически человек уже сразу настроен решать вопрос быстрого получения водительского удостоверения. И ни для кого не секрет, как покупают экзамены», – сказала Мария Мусина.
Категории прав в Казахстане
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
Категория A | |
A1 | Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 куб. см, максимальной мощностью не более 11 кВт. Лица достигшие 16-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
A | Мотоциклы, мотороллеры и другой мощный тяжёлый двухколёсный мототранспорт. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
Категория B | |
B1 | Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
B | Легковые автомобили и небольшие грузовики, РММ которых не более 3.5 тонн, число сидячих мест не более 8, помимо сиденья водителя; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 3.5 тонн. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
BE | Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн. Лица имеющие стаж вождения по категории «В» не менее 1-го года. |
Категория C | |
C1 | Средние грузовики, РММ которых более 3.5 и не более 7.5 тонн; транспорт категории «C1» c прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 18-ти лет. |
C1E | Транспорт категории «C1» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C1» или «C» не менее 1-го года. |
C | Грузовые автомобили, РММ которых более 3.5 тонн; транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории C1. |
CE | Транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C» не менее 1-го года. |
Категория D | |
D1 | Небольшие автобусы, вместимость которых более 8 и не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D1» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории «C1». |
D1E | Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D1» или «D» не менее 1-го года. |
D | Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
DE | Транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг; сочлененные автобусы, дуобусы. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D» не менее 1-го года. |
Категория T | |
Tm | Трамваи. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
Tb | Троллейбусы; дуобусы – при наличии открытой категории «DE». Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Согласно правилам, вы учитесь самостоятельно, а уж как – это решать вам. Наиболее распространённый вариант – платное обучение в частной автошколе, которое включает в себя теорию и практику. Цены варьируются в зависимости от региона.
Можно ли сдать на права без автошколы в Казахстане?
Заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев рассказал о нововведениях — У казахстанцев появится возможность сдать экзамен на получение водительских прав без прохождения обучения в автошколах, сообщил заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев. «Например, вы можете правила дорожного движения изучить у себя дома, затем сдать тесты.
- Практическая часть — во всех спецЦОНах есть специальные автомобили, которые оборудованы видеокамерами и специальной компьютерной техникой, фиксирующей ваши нарушения.
- Если вы без нарушений прошли, то на категорию «А» и «В» можете получить водительское удостоверение, не проходя обучение в специальных автошколах Это сейчас вводится, в апреле буквально мы это опубликуем», — сообщил Ерлан Тургумбаев на встрече с представителями СМИ в Астане, пишет ИА Новости-Казахстан.
Он также проинформировал, что в рамках законопроекта по вопросам дорожного движения, который находится на рассмотрении в мажилисе, прорабатывается вопрос по исключению из закона «О дорожном движении» нормы, обязывающей граждан после истечения срока действия водительского удостоверения сдавать теоретический экзамен на знание ПДД.
«МВД на сегодня также готово приступить к выдаче и замене водительского удостоверения вне зависимости от места регистрации гражданина в спецЦОНах Астаны, Алматы, Караганды, Костаная и Павлодара, где имеется доступ к республиканским учетам психо- и наркодиспансеров», — добавил замминистра внутренних дел.
Также Ерлан Тургумбаев рассказал, что сумму штрафов за нарушения правил дорожного движения снижать не планируется. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник.
Особенности приема экзаменов в автоЦОНе
Как правило, на сдачу экзамена в автоЦОН курсантов организовано приводит автошкола. Для этого назначается определенный день, когда все учащиеся могут пройти экзамен, потом – организовано получить права.
Но обратиться в учреждение вы можете самостоятельно в удобное для вас время.
Для этого нужно:
- оригинал удостоверения личности;
- предоставить оригинал и копии документов (Свидетельство об окончании курсов, личную карточку водителя и шоферскую медкомиссию формы-073/у);
- оплатить государственную пошлину за изготовление водительского удостоверения — в размере 4000 тенге (с 2021 года);
- сделать фотографию установленного образца (фотографирует оператор центра);
- взять номерок-талон на экзамен.
Права в Казахстане: категории «В», «А» и другие, и возраст
Транспортные средства категории «В» и «А» и подкатегорий «B1», «C1» доступны лицам, достигшим 18 лет.
Категория «А» в водительском удостоверении очень популярна. Расшифровка – доступны мотоциклы. Причем не только стандартными мотоциклами, но и моделями, что предусматривают коляску. Конечно, мотоколяски стали не так часто встречаться, но, тем не менее, рассматриваемый транспорт всё ещё иногда используется, и эта категорияправ позволяет на нем ездить, не опасаясь неприятного столкновения с органами дорожного контроля.
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Требования к участникам дорожного движения
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.
У кого останутся иностранные права
После прохождения всех этапов по получению российских водительских прав, на руки граждане Казахстана получают два документа — и казахское и российское водительское удостоверение. В нашей стране, в отличие от других стран, забирать казахские права не будут. Нужно также знать, что в случае утери иностранных водительских прав, восстановить их в России невозможно. Если же потеряны российские права, полученные на основе иностранных, то их можно легко восстановить. Российское водительское удостоверение выдается сроком на десять лет, в то время как международные водительские права выдаются сроком на три года. Нужно также помнить, что вождение транспортных средств иностранными гражданами, имея на руках только международные водительские права, в России запрещено.
Водительские права для управления спецтехникой
Многих интересует, какие права выдаются водителю погрузчика. Необходимо учитывать, что лицу, получившему допуск к управлению автопогрузчиком или другой аналогичной техникой, присваивается квалификация тракториста-машиниста. Выдачей разрешений для управления данной категорией ТС входит в сферу другого ведомства – Гортехнадзора, в отличие от автомобильного и электрического транспорта, относящегося к сфере ответственности ГИБДД.
Для спецтранспорта характерно наличие следующих категорий:
- А – внедорожный транспорт, с максимальной массой до трех с половиной тонн;
- В – трактора или погрузчики на гусеничном или колесном ходу, с мощностными характеристиками силового агрегата в пределах 25,7 кВт;
- С – машины, передвигающиеся на колесах, нижний предел мощности мотора у которых аналогичен верхнему у предыдущей группы, а максимальная его величина – 110,3 кВт;
- D – Категория аналогичной техники, с мощностью силового агрегата свыше указанной ранее границы;
- Е – гусеничный транспорт, с мощностными характеристиками силовой установки 25,7 кВт и более.
Несмотря на сходную маркировку обозначения, удостоверение машиниста-тракториста – совершенно другая область ответственности, отличная от автомобильных прав.
Как видно из представленного описания, перечень категорий водительских удостоверений существенно расширился. Автолюбителю необходимо разбираться в особенностях расшифровки обозначений в правах, чтобы четко представлять, на какие ТС распространяется разрешение его документа. Это позволит избежать возможных штрафных санкций от представителей ГИБДД за превышение компетенции, согласно полученному допуску.
Водительские права – это пластиковая карточка, заполненная с 2 сторон. Документ заполняется на кириллице, все надписи дублируются латинскими буквами транслитерацией. Удостоверение выдается на 10 лет.
В нем содержится следующая информация:
- ФИО и дата рождения водителя;
- фотографии 3 х 4 см;
Обратите внимание! Нельзя фотографироваться в головном уборе (исключение: религиозные мотивы) и в солнцезащитных очках. При плохом зрении можно сделать фотографию в очках с прозрачными стеклами.
- наименование организации, которая выдала права;
- категорию и дополнительные отметки (обратная сторона);
- дату выдачи и срок действия;
- серию и номер документа;
- подпись владельца.
Также в удостоверении может быть указана дополнительная информация, например, о водительском стаже.
На оборотной стороне имеется штрих-код для автоматизированного учета.
Водительские права в Казахстане в 2024 году
Согласно этой системе, кандидаты на получение водительского удостоверения будут проходить теоретический экзамен через интернет. Электронные тесты будут проводиться на специально организованных площадках, оснащенных компьютерами и необходимым программным обеспечением. Это позволит сэкономить время и ресурсы, а также значительно упростить процесс получения водительских прав.
Введение электронной системы тестирования предусматривает более тщательную проверку знаний кандидатов. Вместо стандартной тестовой ситуации с вопросами, на которые нужно выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, кандидаты будут представляться перед экзаменационной комиссией, в которой будут заслушиваться и задаваться дополнительные вопросы по теоретической базе.
Другим важным изменением, которое планируется внести, является более строгое наказание за нарушение правил дорожного движения. Водители, которые будут задержаны за превышение скорости, алкогольное опьянение или другие серьезные нарушения, могут потерять право на вождение сроком от 6 месяцев до 1 года. Такие ограничения будут введены в целях улучшения дорожной безопасности и снижения количества аварийных ситуаций.
Кроме того, планируется изменить процедуру перерегистрации водительских прав. Вместо ежегодной процедуры, водительское удостоверение будет действовать в течение 10 лет. Это позволит сэкономить время и упростить административные процессы для водителей. Однако, в случае нарушения правил дорожного движения или других нарушений, срок действия прав может быть сокращен или аннулирован.
Срок действия и переоформление прав
Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2024 года, срок действия водительских прав в Казахстане будет изменен. Теперь срок действия прав будет составлять 10 лет для категории «A» и «B» и 5 лет для остальных категорий.
Перед истечением срока действия прав необходимо будет произвести их переоформление. Для этого водитель должен будет пройти медицинское освидетельствование, а также пройти теоретический и практический экзамены. Также в случае истечения срока действия прав необходимо будет обратиться в Центр по выдаче водительских прав и подать заявление на их переоформление.
Кроме того, в случае утери или порчи водительских прав, необходимо будет также обратиться в Центр по выдаче водительских прав и подать заявление на их восстановление или замену. При этом возможны дополнительные требования, такие как предоставление документов, подтверждающих личность истца.
Получение обновленной категории
Водительские права и категории транспортных средств в 2022 году довольно сильно изменились. Начать с того, что в удостоверение были добавлены новые категории, потому не удивительно, что водители интересуются, как получить категорию, что им нужна, но которой они на данный момент не обладают.
Принцип получения новой формы, что будет расширять ваши права, достаточно простой – нужно пойти в автошколу, пройти обучение, сдать испытание и получить свою дополнительную категорию. Если этого не сделать, но водить неразрешенный для себя транспорт, можно обзавестись серьезными проблемами. Начать со штрафа, размер которого зависимо от типа нарушения будет составлять от 5 тыс. рублей, но в некоторых случаях достигает и 15 тыс. рублей. Но это наказание ничто, если учитывать, что нарушителя отстранят от управления, а его авто будет отправлено на штрафстоянку, пока он не получит права со всеми отметками.
Получить юридическую помощь по вопросам категорий водительских прав можно на нашем сайте.
Категории водительских прав: расшифровка
Водительское удостоверение — это официальный документ, который подтверждает факт готовности к управлению определенным средством передвижения. Оно означает, что его обладатель сдал соответствующий государственный экзамен и может быть участником дорожного движения как водитель. В таком удостоверении указана категория.
Действующим законом описано девять категорий прав. Из них четыре обозначены первыми буквами латинского алфавита (А, В, С, D), еще три образованы путем добавления к буквам В, С, D литеры Е. Последняя означает, что к транспортному средству водитель имеет право присоединить прицеп определенного веса.
Разнообразие средств и технических характеристик делает описание категорий и подкатегорий разнообразным. Для одних из категорий законодательство за основу берет характеристики скорости и объема или мощности двигателя, для других — вес, а для третьих — количество посадочных мест.
Для ряда подкатегорий законодательством предусмотрено условие, при котором ими может управлять гражданин, имеющий права определенной категории. Водители — обладатели прав СЕ и DE категорий — получают возможность управлять средствами, которые определены законом к подкатегориям D1E или С1Е, если их водительский опыт превышает срок в один год.
Перечисленные категории водительских прав делят на шесть подкатегорий. Четыре из них образованы путем добавления к первым заглавным буквам латинского алфавита (А, В, С, D) цифры 1. Еще две имеют в названии две заглавные буквы и цифру 1 (С1Е и D1Е). Как и в описанных выше категориях, Е означает право водителя присоединить к транспортному средству прицеп определенного веса.
— Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 т.
Категории водительских прав: расшифровка
В настоящее время существуют два способа получения водительского удостоверения: путем обращения в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», через портал «электронного правительства» только в случае обмена водительского удостоверения.
Для получения водительского удостоверения впервые или при дополнении категорий на право управления транспортными средствами кандидатом предоставляются в Государственную корпорацию:
- Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);
- Медицинская справка и ее копия;
- Свидетельство об окончании курсов и его копия, или документ, полученный через автоматизированную информационную систему (за исключением случаев самоподготовки).
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
- Документ, подтверждающий стаж работы (справка с места работы) для присвоения дополнительных категорий «С», «D1», «D», «Tm», «Tb».
* Свидетельство не обязаны предоставлять лица, прошедшие самостоятельную подготовку и претендующие на получение права управления транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1».Лица, самостоятельно подготовившиеся по категориям «А», «В», подкатегориям «А1», «В1» сдают экзамены в зданиях Государственной корпорации и на автоматизированном автодроме.
Для получения водительского удостоверения после окончания срока лишения прав управления ТС, сдается только теоретический экзамен ПДД.
При по обмене водительского удостоверения после окончания срока его действия, теоретический и практический экзамен не сдается.