Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав ликвидационной комиссии кто может стать председателем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.
Полномочия ликвидаторов юридического лица
Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:
- руководство внутренними и внешними делами компании;
- публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
- выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
- представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
- определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
- проведение инвентаризации имущества;
- погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
- иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.
Шаг 1. Готовим решение о ликвидации
Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.
Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?
Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.
Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.
Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.
Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.
Кого назначить ликвидатором?
На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.
Про увольнение директора:
Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.
Отдельно скажу, что внутри документа:
- Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
- Ответственным лицом назначается ликвидатор;
- Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.
Документы и процедуры
При ликвидации бюджетного учреждения есть несколько важных документов и процедур, которые необходимо выполнить:
- Официальное определение вызова учёта;
- Сдача всех документов Членам Ликвидационной Комиссии;
- Оформление документов о рассчитывании труда и оплате вознаграждения;
- Рассказать сотрудникам о том, что их увольнение наступает в связи с ликвидацией учреждения;
- Прекращение службы по охране здоровья граждан;
- Информирование СМИ о процессе ликвидации;
- Информирование службы занятости о прекращении деятельности;
- Опубликовать информацию о ликвидации во внутренних и внешних источниках.
Что делать, если не включили в реестр
По общему правилу, двухмесячный срок на включение в реестр в случае пропуска не подлежит восстановлению. Опоздавший кредитор может претендовать на возврат долга, однако для этого придётся ждать, пока юридическое лицо рассчитается с реестровыми обязательствами. Лишь после этого можно требовать, чтобы долг был погашен за счёт оставшегося имущества или денег.
Судебная практика по ликвидации юридических лиц показывает, что шансы вернуть деньги в таких случаях крайне малы. При отсутствии средств у должника задолженность опоздавшего кредитора так и останется непогашенной.
Однако есть несколько альтернативных возможностей защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица в случае пропуска срока.
- Предъявление иска к бывшим учредителям.
Кредитор напрямую обращает требования к бывшим участникам компании как к физическим лицам. Предъявить такой иск можно лишь тогда, когда истец может доказать, что долг не был возвращён по вине учредителей. В качестве примеров можно привести случаи утраты бухгалтерских документов, заключение заведомо невыгодных сделок, умышленные действия, повлёкшие неплатёжеспособность компании. Конкретный характер доказательств зависит от особенностей ситуации.
Самостоятельно подготовить доказательную базу при подаче подобных исков крайне сложно. Здесь потребуется совокупность бухгалтерских, экономических и правовых знаний. В такой ситуации не будет лишней помощь опытных юристов.
- Отсутствие уведомления от ликвидационной комиссии.
Как было сказано ранее, ликвидатор обязан письменно уведомить всех известных кредиторов о начале процедуры ликвидации. Кредитор имеет право обратиться в суд с иском о включении в реестр, если ликвидатор не направил ему уведомление о начале ликвидации ООО. Доказательством будет служить факт отсутствия документа, который бы подтверждал факт передачи.
Увольнение директора – единственного учредителя
В сфере малого и среднего бизнеса присутствуют ООО, когда единственный учредитель является директором. В данном случае законодательство предоставляет возможность учредителю оформлять документы самому на себя, как на директора.
Алгоритм действия при увольнении директора – единственного учредителя будет следующим:
Наименование этапа |
Комментарий |
Принятие решения единственным участником ООО | Принимается решение о ликвидации и назначается ликвидатор в лице единственного участника |
Уведомление ФНС | Документ о ликвидации ООО направляется в ФНС в 3-дневный срок после проведения Общего собрания и принятия соответствующего решения |
Издание приказа об увольнении | Единственный учредитель издаёт приказ об увольнении себя, как директора |
Внесение записи в трудовую книжку | Запись в трудовую книжку содержит основание увольнения ч.1 п.3 ст.77 ТК РФ |
Деятельность ликвидатора | Ликвидатор управляет всеми делами общества, представляя его интересы во всех инстанциях |
Ликвидация ООО |
Ликвидатор выполняет всю работу, связанную с завершением деятельности ООО вплоть до исключения записи об ООО из ЕГРЮЛ |
Предусмотрена ли ответственность
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства административный протокол может быть составлен в отношении должностных лиц и организаций. Ответственность предусмотрена за несвоевременный окончательный расчёт, невыдачу трудовой книжки.
Максимальный штраф, которому может быть подвергнута организация, – до 50 000 руб., а при повторном совершении в течение года – до 70 000 руб. Правовая практика применения данной статьи именно при закрытии ООО незначительна, так как возникают трудности с наложением взыскания на должностных и юридических лиц.
Для сотрудника крайне важна правильная запись в трудовой. Она должна соответствовать требованиям ТК РФ, иначе могут возникнуть проблемы, к примеру, при исчислении стажа. Придётся в судебном порядке оспаривать те или иные записи, а это сложно.
Совсем другое дело – возможные материальные претензии директора в случае его неправомерного увольнения. Если трудовые взаимоотношения восстанавливаются в судебном порядке, компания несёт большие издержки (размер неполученного заработка и другие компенсации).
Таким образом, наилучший способ распрощаться с директором – договориться об условиях «развода». Если же закрывается компания, где руководителем является один из учредителей, то он вправе выбирать – увольнять себя по своему желанию или в связи с ликвидацией.
Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности
На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:
- руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
- публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
- выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
- выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
- представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
- проведение инвентаризации имущественной массы;
- проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
- формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
- принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
- иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.
Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность
Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.
При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.
Таким образом, можно сказать, что в качестве председателя ликвидационной комиссии могут рассматриваться как отдельные должностные лица, так и специально созданные коллегиальные органы. Последние чаще всего характерны для случаев, когда речь идет о крупных организациях либо об организациях, которые проходят сложную процедуру ликвидации, например, по причине установленного банкротства.
На руководителя или председателя ликвидационной комиссии налагаются обязанности по руководству не только всей процедурой прекращения деятельности юридического лица, но и по организации работы такого юридического лица до момента прекращения его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
Если арбитражный суд вынес решение о том, что необходимо провести процедуру ликвидации юридического лица по причине его банкротства, в качестве руководителя ликвидационной комиссии может рассматриваться арбитражный управляющий, который будет принят на работу не на основании трудового договора (то есть не будет считаться сотрудником, входящим в штат компании), а на основании гражданско-правового договора, то есть будет признаваться лицом, оказывающим определенные услуги (в конкретном случае – по проведению процедуры ликвидации организации и полному расчету с кредиторами в части погашения задолженностей перед ними).
Состав и назначение ликвидационной комиссии
Состав комиссии, а также ее полномочия и компетенция формируются двумя способами:
- непосредственно акционерным обществом юридического лица;
- судебной инстанцией.
В первом случае состав ликвидационной комиссии, сформированный по вопросу закрытия юридического лица, чаще всего выглядит следующим образом:
- руководитель ликвидируемой компании (нередко назначается кто-либо из акционеров компании, чтобы делами по расформированию предприятия занимался человек, изнутри знающий его работу);
- акционерное общество закрываемого предприятия (в состав комиссии могут входить только некоторые его члены);
- главный бухгалтер (его заместитель, если таковая должность имеется);
- юридических штаб компании или главный юрист.
Главная информация о председателе
Председатель назначается. Решение о назначении формируется и фиксируется на собрании учредителей. Именно на основании этого решения и будет действовать ликвидатор. Данные о комиссии и ее представителе должны быть направлены в налоговую. Идти нужно в тот орган, в котором регистрировалась фирма. О назначении председателя нужно уведомить и ФСС в течение 10 суток с принятия соответствующего решения. Уведомление пересылается в банковское учреждение, в котором размещены счета организации. Нужно это для фиксации подписи нового председателя.
Ликвидатор – это лицо, которое руководит закрытием компании. Исполняет эти функции:
- Отправление сообщений о закрытии ЮЛ в СМИ.
- Формирование плана по завершению действия ЮЛ.
- Инвентаризацию.
- Принятие мер по взысканию.
- Если у организации нет денег, именно ликвидатор подает заявление о признании банкротства.
- Подачу отчетности в налоговую.
- Получение свидетельства о закрытии фирмы (выдается только после выплаты пошлины).
Полномочия ликвидационной комиссии при ликвидации ооо
Ликвидационная комиссия: порядок ее образования
- инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
- подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
- составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
- расторжение трудовых договоров с сотрудниками, выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
- оплата госпошлины;
- оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.
Ответственность ликвидаторов организации На первый взгляд может показаться, что никакой ответственности у ликвидационной комиссии нет.
Важно
Ведь все его задачи сводятся к тому, чтобы быстро и с минимальными потерями завершить процедуру ликвидации. На самом деле это не так. Члены ликвидационной комиссии могут привлекаться к субсидиарной ответственности.
Так, например, если ликвидатор не сообщит о наличии в компании признаков банкротства (недостаточности имущества для того чтобы рассчитаться с долгами) в десятидневный срок, то он привлекается к субсидиарной ответственности по новым долгам: оплате вознаграждения арбитражному управляющему, компенсацию расходов на проведение банкротства. За некоторые правонарушения ликвидаторам грозит уголовная ответственность со штрафом 100-150 тыс.р., ограничением свободы и принудительными работами.
Это, в частности, сокрытие имущества компании, фальсификация бухгалтерских документов и пр.
- бухгалтер;
- юрист;
- экономист;
- сами учредители организации;
- иные лица.
Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.
Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п.
Составление документов об окончании ликвидационного процессаПосле того как долги ООО погашены, а права требования к дебиторам подтвердились вступившими в законную силу решениями суда, наступает время подготовки окончательного ликвидационного баланса. Он направляется в налоговую инспекцию (в Москве это межрайонная ИФНС № 46) вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001. После получения листа записи из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра миссия ликвидационной комиссии считается выполненной. Оставшееся имущество учредители поделят самостоятельно. Права ликвидационной комиссии Ликвидационная комиссия с момента ее назначения при вынесении решения о ликвидации приобретает полномочия руководителя юридического лица и соответствующие права. 1.
ФНС;
- Оплата пошлины.
Председатель ликвидационной комиссии обязан проследить за законностью каждого из этапов. Не каждый специалист имеет требуемые знания. Поэтому актуально назначать ликвидатором профессионала, оказывающего соответствующие услуги. Выполняется это по следующим причинам:
- Специалист не справляется со своими функциями, относится к ним недобросовестно.
Работа ликвидационной комиссии юридического лица Важно Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:
- бухгалтер;
- юрист;
- экономист;
- сами учредители организации;
- иные лица.
Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю.
Увольнение лиц, принимающих участие в ликвидации ООО
Ликвидатор наделяется полномочиями увольнять сотрудников, чья деятельность стала ненужной в процессе ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Это может быть связано с изменением внутренней структуры, обстоятельствами, требующими сокращения персонала, или другими причинами.
Ликвидатор должен в соответствии с законодательством РФ осуществлять ликвидацию организации, что влечет за собой ответственность перед членами Ликвидационной комиссии. Он также должен быть зарегистрирован в качестве ликвидатора и обладать правами, предусмотренными законом для совершения всех необходимых действий в процессе ликвидации.
Когда ООО прекращает свою деятельность, ликвидатор принимает реорганизационные и ликвидационные решения, формирует баланс и осуществляет составление необходимых документов для его последующей регистрации.
Кто может быть ликвидатором?
Законодательство обходит стороной вопрос о том, кто может являться ликвидатором организации (либо входит в состав комиссии). Положительным моментом можно считать то, что и запретов относительно выборы кандидатуры закон не устанавливает.
Чаще всего ликвидатором становится бывший единоличный исполнительный орган фирмы (директор, гендиректор, и т.д.). Это связано с тем, что он работал в организации и имеет представление о ее деятельности. Трудовой договор с ним при назначении ликвидатором расторгается (впрочем, директора увольняют при назначении любого лица ликвидатором).
Помимо директора ликвидатором может быть кто угодно (любое дееспособное лицо). Это и представители частных фирм, оказывающих услуги по ликвидации, и один из учредителей ликвидируемой организации. Предполагается, что ликвидатор должен иметь представление о том, как проходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы ее осуществлять.
Требований к составу ликвидационной комиссии закон также не предъявляет.
Назначение ликвидатора при ликвидации ООО. Образец решения о назначении ликвидатора (протокола собрания участников ООО)
Для назначения ликвидатора не подходит трудовой договор, ввиду отсутствия соответствующей должности в организации и целесообразности таких действий (организация скоро прекратит существование). Поэтому чаще всего заключается гражданско-правовой договор (например, оказания услуг). Можно вообще не заключать никаких договоров (такого требования закона нет), но тогда порядок деятельности и размер вознаграждения ликвидатора не будут определены.
Процедура назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии следующая:
- Принимается решение единственного учредителя, либо созывается внеочередное общее собрание, на повестке дня которого стоит вопрос о порядке и сроках ликвидации фирмы, назначении ликвидатора/комиссии, прекращении полномочий единоличного исполнительного органа.
- Заключается договор с ликвидатором/комиссией (при желании).
Приведем образец протокола общего собрания участников организации и образец решения единственного участника о назначении ликвидатора.
Для плательщиков-работодателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст.
420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ)).
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию (за исключением высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих на территории РФ), по обязательному медицинскому страхованию (за исключением высококвалифицированных специалистов и временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства), по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за исключением высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих на территории РФ), а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ч.
1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч. 1 ст.
10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
Объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст.
420, п. 1 ст. 421 НК РФ, п.
п. 1, 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Следовательно, суммы заработной платы, выплачиваемые ликвидатору, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
На зарплату ликвидатора начисляются страховые взносы в общеустановленном порядке на ОПС, ОМС и по ВНиМ по следующим тарифам (если не установлены пониженные тарифы страховых взносов) (п. 2 ст. 425 НК РФ):
- на ОПС в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22%, свыше ее — 10%;
- по ВНиМ в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов) — 1,8%;
- на ОМС — 5,1%.